В соответствии с п. 2.7. Плана деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа Жуковский Московской области на 2025 год, утверждённого распоряжением Председателя от 26.12.2024г. № 59, распоряжением Председателя Контрольно-счётной палаты городского округа Жуковский Московской области от 18.07.2025г. № 46 «О проведении контрольного мероприятия «Проверка целевого использования средств, высвободившихся от налогообложения в результате предоставления налоговых льгот по земельному налогу, оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ в 2022 -2024 году» проведено контрольное мероприятие «Проверка целевого использования средств, высвободившихся от налогообложения в результате предоставления налоговых льгот по земельному налогу, оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ в 2022 -2024 году».
Контрольное мероприятие проведено выборочно, по первичным учетным документам, регистрам бухгалтерского учета, договорам/контрактам, сметам, актам выполненных работ и другим представленным документам.
По результатам контрольного мероприятия были установлены следующие:
- АО «ЛИИ им. М.М. Громова»:
- В соответствии с пп. 8.3.1 п.8 решения Совета депутатов городского округа Жуковский от 02.11.2005г. № 55/СД «О введении земельного налога на территории города Жуковского Московской области» (с изменениями), АО «ЛИИ им. М. М. Громова» предоставлялась налоговая льгота по уплате земельного налога, а именно:
- в 2022 году освобождено от налогообложения 70% налоговой базы для исчисления налога, сумма высвободившихся средств составила 60 549 тыс. рублей;
- в 2023 году освобождено от налогообложения 70% налоговой базы для исчисления налога, сумма высвободившихся средств составила 45 935 тыс. рублей;
- в 2024 году освобождено от налогообложения 50% налоговой базы для исчисления налога, сумма высвободившихся средств составила 33 391 тыс. рублей.
- Анализ финансово-хозяйственной деятельности АО «ЛИИ им. М.М. Громова» показал, что в проверяемом периоде:
- организация работала с высокой, но стабильной долей себестоимости в выручке на уровне 75-76%;
- валовая прибыль поступательно росла;
- прибыль от продаж снизилась до отрицательного значения (в 2024г.);
- прибыль до налогообложения снижалась до отрицательного значения (в 2023г.), а затем (в 2024г.) достигла положительного значения, которое ниже уровня 2022 года;
- ряд финансовых показателей, а именно «рентабельность продаж (по прибыли от продаж)», «норма чистой прибыли», «фондоотдача», «коэффициент мобильности имущества», «коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами», «коэффициент обеспеченности запасов», «коэффициент маневренности собственности капитала», имеют низкие значения по сравнению со средними значениями по отрасли.
- Анализ структуры основных средств показал, что наибольшую часть в составе основных средств занимает группа активов «земли населенных пунктов». На 01.01.2022г. доля этих активов составляла 55,1%; на 01.01.2025г. – 50,7%.
- Предоставленные налоговые льготы по земельному налогу в проверяемом периоде не имели постоянного положительного влияния на доходы бюджета (когда КБЭ ≥ 1). Прирост поступлений в местный бюджет по земельному налогу наблюдался только в 2024 году и составил 13 711 тыс. рублей, который обусловлен исключительно изменением процента налоговой базы, освобожденной от налогообложения (уменьшен с 70% до 50%).
- Предоставленные льготы по налогу на землю в проверяемом периоде не имели постоянного положительного экономического эффекта на результат финансовой деятельности АО «ЛИИ им. М.М. Громова»:
- в 2022 году коэффициент экономической эффективности составил < 1;
- в 2023-2024 годах коэффициент экономической эффективности был = 1.
- Наличие льготы по налогу на землю является для АО «ЛИИ им. М.М. Громова» критическим (поддерживающим) фактором, который напрямую влияет (в том числе) на социальную стабильность среди работников и выплату им заработной платы.
- В нарушение требований п. 7 Приложения № 1 к Порядку предоставления и использования льгот по местным налогам и сборам на территории городского округа Жуковский, утвержденного Решением Совета депутатов городского округа Жуковский от 08.04.2010г. № 11/СД , в Отчетах об использовании средств, высвобожденных в результате применения льгот по налогам и сборам ОА «ЛИИ им. М.М. Громова» за проверяемый период не заполнен столбец «4» — отсутствуют данные о количественных и качественных характеристиках результатов использования налоговых льгот.
- Предоставление льготы по земельному налогу ОА «ЛИИ им. М.М. Громова» в отсутствии информации о количественных и качественных характеристиках результатов использования налоговых льгот, соотносимых с критериями (этапами, показателями и т.д.) характеризующих существование и развитие на территории городского округа Жуковский национального центра авиастроения является нецелесообразным.
- В нарушение п. 1 ст. 21 Налогового Кодекса Российской Федерации и пп. 8.3.1. п. 8 решения Совета депутатов городского округа Жуковский от 02.11.2005г. № 55/СД «О введении земельного налога на территории города Жуковского Московской области», АО «ЛИИ им. М. М. Громова» неправомерно применяла льготу по земельному налогу на земельные участки, частично сданные в аренду, а также не используемые ими для осуществления уставной деятельности в общей сумме 1 023 тыс. рублей (2022 год – 201 тыс. рублей; 2023 год – 419 тыс. рублей, 2024 год – 403 тыс. рублей).
- Администрация городского округа Жуковский:
- В соответствии с п.8 решения Совета депутатов городского округа Жуковский от 02.11.2005г. № 55/СД «О введении земельного налога на территории города Жуковского Московской области» (с изменениями) отдельным категориям налогоплательщиков были предоставлены налоговые льготы по уплате земельного налога, а именно:
- в 2022 году сумма предоставленных льгот по земельному налогу составила 96 353 тыс. рублей;
- в 2023 году сумма предоставленных льгот по земельному налогу составила 87 718 тыс. рублей;
- в 2024 сумма предоставленных льгот по земельному налогу составила 82 178 тыс. рублей.
- Предоставленные налоговые льготы по земельному налогу в проверяемом периоде не имели постоянного положительного влияния на доходы бюджета (когда КБЭ ≥ 1). Прирост поступлений в местный бюджет по земельному налогу наблюдался только в 2023 году и составил 69 900 тыс. рублей, который обусловлен уменьшением количества льготных категорий налогоплательщиков и снижением кадастровой стоимости земельного участка – основной производственной площадки.
- Фактически отсутствует порядок использования средств, высвободившихся в результате применения льготы для ОА «ЛИИ им. М.М. Громова» поскольку порядок предоставления и использования льгот по местным налогам и сборам на территории городского округа Жуковский, утвержденный Решением Совета депутатов городского округа Жуковский от 08.04.2010г. № 11/СД, пункт 5.1 предполагает направление высвободившихся ресурсов на развитие на территории городского округа Жуковский национального центра авиастроения, но никаких критериев, этапов, показателей, характеризующих существование и развитие такого центра в городском округе Жуковский нет.
- В нарушение п. 6.1.1 Порядка предоставления и использования льгот по местным налогам и сборам на территории городского округа Жуковский, утвержденного Решением Совета депутатов городского округа Жуковский от 08.04.2010г. № 11/СД, полнота заполнения данных в Отчетах об использовании средств, высвобожденных в результате применения льгот по налогам и сборам ОА «ЛИИ им. М.М. Громова» за проверяемый период Финансовым управлением Администрации городского округа Жуковский в должной мере не проводилась.
- Установленный факт снижения налоговых поступлений по земельному налогу в 2024 году указывает на то, что пролонгирование Администрацией городского округа Жуковский льгот по земельному налогу в 2025 году в размере 70% от налоговой базы для исчисления налога налогоплательщикам-юридическим лицам, не являлось целесообразным и экономически эффективным.
- В нарушение ст. 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Порядка формирования перечня налоговых расходов городского округа Жуковский и оценки налоговых расходов городского округа Жуковский, утвержденного постановлением Администрации городского округа Жуковский от 27.08.2020г. № 1161, в оценке эффективности налоговых расходов за 2022 год, 2023 год и за 2024 год отсутствует конкретный комплекс мероприятий и (или) расчет показателей (индикаторов), позволяющий делать вывод о целесообразности и результативности предоставления налоговых льгот стимулирующего характера.
- В нарушение ст. 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства РФ от 22.06.2019г. № 796 «Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Порядка формирования перечня налоговых расходов городского округа Жуковский и оценки налоговых расходов городского округа Жуковский, утвержденного постановлением Администрации городского округа Жуковский от 27.08.2020г. № 1161, перечень налоговых расходов не содержит сведений о распределении налоговых расходов городского округа в соответствии с целями муниципальных программ городского округа, структурных элементов муниципальных программ городского округа и (или) целями социально-экономической политики городского округа, не относящимися к муниципальным программам городского округа.
- В нарушение 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства РФ от 22.06.2019г. № 796 «Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Порядка формирования перечня налоговых расходов городского округа Жуковский и оценки налоговых расходов городского округа Жуковский, утвержденного постановлением Администрации городского округа Жуковский от 27.08.2020г. № 1161,предоставленные в 2022-2024 годах налоговые льготы не соответствовали ни целям муниципальных программ, ни конкретным целям социально-экономического развития.
- В нарушение ст. 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства РФ от 22.06.2019г. № 796 «Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Порядка формирования перечня налоговых расходов городского округа Жуковский и оценки налоговых расходов городского округа Жуковский, утвержденного постановлением Администрации городского округа Жуковский от 27.08.2020г. № 1161, в проверяемом периоде 2022-2024 оценка эффективности налоговых расходов проводилась не в соответствии с Порядком формирования перечня налоговых расходов и оценки налоговых расходов, а именно: без учета критериев оценки целесообразности и результативности налоговых расходов.
По результатам контрольного мероприятия Контрольно-счетной палатой городского округа Жуковский направлено:
Представление в ОА «ЛИИ им. М.М. Громова» с целью доначисления и уплаты в бюджет городского округа Жуковский Московской области земельного налога в общей сумме 1 023 тыс. рублей в соответствии с законодательством Российской Федерации,
Представление в Администрацию городского округа Жуковский Московской области с целью устранения выявленных нарушений и недостатков,
информационное письмо Совету депутатов городского округа Жуковский,
материалы проверки в Межрайонную ИФНС России № 1 по Московской области, для рассмотрения и принятия решения о проведении мероприятий налогового контроля в отношении ОА «ЛИИ им. М.М. Громова»,
материалы проверки прокурору города Жуковского для правовой оценки.