Экспертиза проекта инвестиционной программы «Развитие системы водоснабжения и водоотведения городского округа Жуковский на 2012 -2015 годы

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Экспертиза  проекта инвестиционной программы «Развитие системы водоснабжения и водоотведения  городского округа Жуковский на 2012 -2015 годы»

Заключение подготовлено в соответствии со ст.9 Положения о Контрольно-счетной палате городского округа Жуковский Московской области, утвержденного решением Совета депутатов    городского округа  от  06.10.2010г.  № 41/СД,  п. 2.2.  плана деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа на 2012 год, распоряжение председателя КСП от 01.03.2012г. № 5  «О  проведении   экспертизы проекта инвестиционной программы «Развитие системы водоснабжения и водоотведения  городского округа Жуковский на 2012 -2015 годы»».

При проведении экспертно-аналитического мероприятия установлено следующее:

Согласно п. 6 ст. 2, п. 1 ст. 5, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 30.12.2004г. № 210 – ФЗ, в целях реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры представительными органами муниципальных образований утверждаются определяемые органами местного самоуправления инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры, т.е. программы финансирования строительства и (или) модернизации системы коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) бытовых отходов.

Следовательно, согласно смыслу вышеприведённой нормы законодательства, программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры должна быть утверждена до рассмотрения и утверждения инвестиционных программ и соответственно должна являться основой для их разработки.

Однако программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, это   программа строительства и (или) модернизации систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, которая обеспечивает развитие этих систем и объектов в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, повышение качества производимых для потребителей товаров (оказываемых услуг), улучшение экологической ситуации на территории муниципального образования, не разрабатывалась, в связи с отсутствием утвержденного генерального плана развития городского округа Жуковский.

В соответствии с п.2 ст. 11 Федерального закона  от 30.12.2004г. № 210 – ФЗ инвестиционная программа организации коммунального комплекса разрабатывается на основании условий технического задания, утверждаемого главой местной администрации и разрабатываемого в соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

В соответствии с аб.2 п. 5 методических рекомендаций  от 10.10.2007г. № 99, где сказано что «….В случае отсутствия  программы комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры муниципального образования инвестиционная программа разрабатывается  на основании условий технического задания,  утверждаемого представительным органом муниципального образования

Согласно п.п. 1.3. и 1.5. порядка от 14.03.2011г. № 251, подготовку технического задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса осуществляет  УЖКХ на  основании программы комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры, разрабатываемой в соответствии с  документами территориального планирования.

Инвестиционная программа была разработана по инициативе и техническому заданию Администрации городского округа Жуковский, утвержденному постановлением Главы от 01.07.2011г. № 920.

В соответствии с п. 34  методических рекомендаций  от 10.10.2007г. № 99, органы местного самоуправления могут принять муниципальный правовой акт, определяющий порядок и условия разработки инвестиционной программы. Данный порядок в городском округе Жуковский  не принят.

В нарушение п. 2.14 порядка от 14.03.2011г. № 251, в случае, если нет правового акта определяющего порядок разработки и утверждения  инвестиционных  программ, в техническом задании отражается последовательность действий органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса в части разработки программы, однако в техническом задании не определен порядок разработки и утверждения инвестиционной программы.

Так же из выше приведенных норм следует, что  нарушен аб.2 п. 5 методических рекомендаций  от 10.10.2007г. № 99, УЖКХ  должно было разработать техническое задание на подготовку инвестиционной программы  и направить его на утверждение в Совет депутатов городского округа Жуковский.

Согласно п.3 ст. 11 Федерального закона   от 30.12.2004г. № 210 – ФЗ ООО «КАНАЛ-СЕРВИС» (далее также – разработчик)   подготовило проект  инвестиционной программы «Развитие системы водоснабжения и водоотведения городского округа Жуковский  на 2012 – 2015 годы» (далее также – инвестиционная программа) и произвело расчет финансовых потребностей для реализации  данной инвестиционной программы.

В соответствии со  ст. 5 Федерального закона   от 30.12.2004г. № 210 – ФЗ инвестиционная программа представлена на рассмотрение Совета депутатов городского округа Жуковский.

Пунктом 26 методических рекомендаций  от 10.10.2007г. № 99 рекомендуется разделить мероприятия инвестиционной программы на два инвестиционных проекта.

Первый направлен на повышение качества производимых для потребителей товаров (оказываемых услуг) и учитывается при определении надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Второй на подключение строящихся (реконструируемых) объектов и учитывается при определении тарифов  организации коммунального комплекса на подключение.

 

Представленная инвестиционная программа состоит из двух частей:

1.   Развитие системы водоснабжения;

2.   Развитие системы водоотведения.

Из приложения №1  к  инвестиционной программе  видно, что:

  • в первой части п.п. 1, 2, 3, 4, 6, 7,  и 10 можно отнести к первому инвестиционному проекту, п.п. 5, 8, 9 можно отнести ко второму инвестиционному проекту;
  • во второй части п.п. п.п. 1, 2, 3, 5, 6, 7, и 8 можно отнести к первому инвестиционному проекту, п.п. 4, 5  можно отнести ко второму инвестиционному проекту.

Согласно  абз.3 п.1.1. гл.1 «Общие сведения об инвестиционной программе»  ч. 1 и 2 инвестиционной программы, где сказано что «Инвестиционная программа включает  комплекс технических мероприятий в соответствии с Программой комплексного развития городского округа Жуковский Московской области на 2012-2015г.г., в рамках регулируемой деятельности, финансирование которых предполагается осуществить за счет тарифа на подключение к системе коммунальной инфраструктуры»

КСП считает  целесообразным в рамках рассматриваемой инвестиционной программы объединить  две части  и выделить следующее подпрограммы:

·              подпрограмма развитие системы водоснабжения городского округа Жуковский;

·              подпрограмма развитие системы водоотведения городского округа Жуковский.

Разработчику рассматриваемой инвестиционной  программы  необходимо внести изменения в абз.3 п.1.1. гл.1. ч. 1 и 2, так как ни программа комплексного развития городского округа Жуковский Московской области на 2012-2015г.г., ни  программа комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры не утверждены Советом депутатов городского округа Жуковский.

В соответствии с п. 24 методических рекомендаций  от 10.10.2007г. № 99 в финансовые потребности инвестиционной программы включены средства необходимые для выплаты организацией коммунального комплекса дополнительных налоговых платежей, возникающих в результате  увеличения выручки. Так в приложении №2 к инвестиционной программе налог на прибыль:

  • в ч.1 составляет 70 276 тыс. рублей;
  • в ч. 2 составляет 69 660,54 тыс. рублей

Также  с учетом требований п.26 методических рекомендаций  от 10.10.2007г. № 99 источником финансирования инвестиционной программы не может являться только тариф на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, так как некоторые работы предусмотренные в перечне мероприятий направлены на повышение качества производимых для потребителей товаров (оказываемых услуг) и учитывается при определении надбавок к тарифам на товары и услуги.

В соответствии с п.28 методических рекомендаций  от 10.10.2007г. № 99 в инвестиционной программе рекомендуется учитывать и взаимоувязывать все возможные источники финансирования ее реализации. Одним из источников  финансирования программы может быть прибыль, направляемая на инвестиции.

Однако в паспорте инвестиционной программы  источником финансирования   является только  тариф на подключение.

Разработчику необходимо внести изменения в  инвестиционную программу и  предусмотреть все  возможные источники финансирования:

·     надбавку к тарифам на товары и услуги;

·     прибыль, направляемая на инвестиции;

·     тариф на подключение.

В паспорте ч. 1 и 2 инвестиционной программы  определен срок ее реализации, который  начинается с 2012 года.

Однако постановлением Главы городского округа Жуковский  от 25.08.2011г. № 1238 утверждена ведомственная целевая программа «Восстановления и капитальный ремонт муниципальных систем водоснабжения и водоотведения городского округа Жуковский Московской области в 2012 году» (далее также – ведомственная целевая программа), что является   нарушением  п. 15 методических рекомендаций  от 10.10.2007г. № 99, где сказано, что не рекомендуется  включать в инвестиционную программу мероприятия, предусмотренные иными инвестиционными   или производственными программами организаций коммунального комплекса, без соответствующего внесения изменений в утвержденные программы.

Согласно   приложению № 2 ч. 1 и 2 инвестиционной программы на 2012 год финансовые потребности с учетом налога на прибыль составят 115 344,28 тыс. рублей и  98 968,18 тыс. рублей соответственно.

В рамках реализации  ведомственной целевой программы на 2012 г. определен  объем финансирования 79 454,99 тыс. рублей в том числе  за счет средств местного бюджета 24 432,48 тыс. рублей и прочие источники – 55 022,51 тыс. рублей

Общее количество средств в 2012 году на реализацию мероприятий  ведомственной и инвестиционной программы  составит 214 312,46 тыс. рублей

При сопоставлении мероприятий ведомственной и инвестиционной программы  установлено, что в:

·        ведомственной целевой программе запланированы мероприятия:

—                   п.1.5. капитальный ремонт насосной станции ВЗУ №2 на сумму 1 327,85 тыс. рублей;

—                   п.1.8. капитальный ремонт оборудования ВЗУ №2 на сумму 836,72 тыс. рублей.

·     ч.1 инвестиционной программы   запланированы мероприятия:

—                   п.1. модернизация с заменой дренажной системы фильтров станции обезжелезивания ВЗУ № 2 на сумму 10 369,7 тыс. рублей;

—                   п.7. установка приборов учета энергоресурсов, создание автоматической системы управления водоснабжением города ВЗУ № 1, 2, 4, 5 на сумму 1 162,4 тыс. рублей.

Также запланированы мероприятия в ведомственной целевой программе п.1.9. «капитальный ремонт резервуара чистой воды V = 6 000 куб. м. на ВЗУ №5» на сумму 1 883,82 тыс. рублей  и  в ч.1 инвестиционной программы  п. 6 «обустройство резервуара чистой воды V = 6 000куб.м. на ВЗУ №5» на сумму 8 966 тыс. рублей.

 

КСП рекомендует  внести изменения, установить срок реализации инвестиционной программы 2013-2016 годы:

·              УЖКХ в техническое задание утвержденное  постановлением Главы от 01.07.2011г. № 920;

·              разработчику в паспорт  инвестиционной программы.

 

В соответствии с п.4 методических рекомендаций  от 10.10.2007г. № 99 задачи  инвестиционной программы рекомендуется формулировать на основании условий,  определенных техническим заданием на разработку инвестиционной программы. Однако  цели и задачи определенные в  паспорте инвестиционной  программы  не соответствуют  техническому заданию.

 

Согласно разделу паспорта инвестиционной программы «Объёмы и источники финансирования» (включая его табличную часть) объём финансовых ресурсов, необходимых для реализации инвестиционной программы за счёт тарифа на подключение к системе:

·     в сфере водоснабжения,   составит 251 582,93 тыс. рублей;

·      в сфере водоотведения,   составит 249 342,73 тыс. рублей.

Согласно стр. 9.  данным отражённым в таблице № 7.2. «Итого финансовые потребности с учетом налога на прибыль, тыс. рублей»,  затраты ООО «КАНАЛ-СЕРВИС»  на реализацию инвестиционной программы:

·              в сфере водоснабжения составят 351 380 тыс. рублей, что на 129 797,07 тыс. рублей (39%) больше показателя, отражённого в паспорте инвестиционной программы;

·               в сфере водоотведения   составят 348 302,69 тыс. рублей, что на 98 959,96 тыс. рублей (39%) больше показателя, отражённого в паспорте инвестиционной программы.

По мнению КСП  разработчикам инвестиционной программы  необходимо внести изменения в описательную часть вышерассмотренного раздела паспорта программы в отношении правильного отражения её названия, привести в соответствие друг другу суммовые показатели финансовых потребностей, отражённых в описательной и табличной части  инвестиционной программы.

Постановлением Главы городского округа Жуковский от 24.12.2008г. № 1776 определен тариф на подключение к коммунальной системе (без учета НДС):

  • водоснабжения в размере 79 532,9 рублей за 1 куб. м./сутки;
  • водоотведения в размере 65 203,9 рублей за 1 куб. м./сутки.

В стр.11 приложение № 2  ч. 1 и 2  инвестиционной программы тариф на подключение к коммунальной системе (без учета НДС):

  • водоснабжения составляет 139 348,03 рублей за 1 куб. м./сутки, что на 59 815,13 рублей (75%) больше действующего тарифа;
  • водоотведения составляет  119 543,76 рублей за 1 куб. м./сутки, что на 54 339,86 рублей (83%) больше действующего тарифа.

Также в стр.11 приложение № 2 ч.2 инвестиционной программы определена формулировка «Плата за присоединение к системе водоотведения», однако должно звучать следующим образом « Тариф на подключение к системе водоотведения».

В соответствии со ст. 2 Федерального закона  от 30.12.2004г. № 210 – ФЗ система коммунальной инфраструктуры, это  совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой,  расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.

Согласно п.3 ст. 12 Федерального закона  от 30.12.2004г. № 210 – ФЗ плата за подключение  вносится  на основании публичного договора, заключаемого организацией коммунального комплекса с обратившимися  к ней лицами. Договор определяет  порядок и условия подключения здания, строения, сооружения, иного объекта к системе коммунальной инфраструктуры.

Необходимо отметить, что согласно приложения №2 к инвестиционной программе наибольшая потребность в  финансовых средствах  приходится:

  • в ч. 1 на 2012г. в объеме 115 344,28 тыс. рублей;
  • в ч. 2 на 2013г. в объеме 141 963,62 тыс. рублей

Из выше приведенного следует, что в 2012 году будут заключаться договора на подключение к системе водоснабжения, а в 2013 году к системе водоотведения, что противоречит  нормам  п.3 ст.12  Федерального закона  от 30.12.2004г. № 210 – ФЗ.

Необходимо так же отметить, что  при принятии Федерального закона  от 30.12.2004г. № 210 – ФЗ законодатель не счел необходимым внести изменения в Налоговый кодекс РФ для удаления из выручки от реализации организаций коммунальной сферы инвестиционных надбавок. Поэтому при разработке инвестиционных программ на потребителей в т. ч. на население ложится дополнительная финансовая нагрузка в сумме 20 % от собранной надбавки в виде налога на прибыль.

Однако при изучении всех представленных документов КСП не удалось произвести экспертизу  проектно — сметной документации, из – за отсутствия в бюджетной смете КСП  средств на заключение договора   возмездного оказания  услуг с привлечение  специалиста для проведения экспертизы обоснованности   проектно — сметной документации.

На основании изложенного КСП считает, что проект инвестиционной программы должен быть отправлен на доработку  разработчику, только после доработки и устранения замечаний, изложенных в настоящем экспертном заключении может быть принят Советом депутатов городского округа Жуковский.

Деятельность:


Недавно в рубриках Мероприятия, Экспертно-аналитические мероприятия:


Задайте нам вопрос